Селдон

Александр Кобенко: «Предприятия, экономика в целом, сегодня должны быть конкурентоспособными»

Александр Кобенко: «Предприятия, экономика в целом, сегодня должны быть конкурентоспособными»

Как и обещала «Территория.Самара», публикуем вторую часть интервью вице-губернатора - министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко

- Одним из приоритетных направлений работы возглавляемого Вами министерства является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательского сектора и т.д. Как обстоят дела в этом направлении? Вам наверняка известно, что на недавнем Биржевом форуме в Москве Эльвира Набиулина, Антон Силуанов, Дмитрий Орешкин и Герман Греф довольно резко критиковали повышение роли госсектора в экономике. Они говорили о необходимости серьезных структурных реформ. Как Вы к этому относитесь? Актуально ли это для нашей области?

- В Самарской области функционирует развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая институты финансовой поддержки, развития инновационных малых предприятий, организации информационно-консультационного обслуживания предпринимателей, поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий, муниципальные центры и фонды (МФО) поддержки предпринимательства,

Предпринимателям области ежегодно предоставляется порядка 55 тысяч услуг, включая все формы поддержки. Организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства оказывают поддержку СМСП в зависимости от стадии развития бизнеса.

Поддержкой в выходе экспортно ориентированных малых и средних предприятий на иностранные рынки воспользовались 356 предприятия, заключено 22 экспортных контракта с предприятиями Белоруссии, Казахстана, Израиля, Литвы, Армении, Киргизии, Венгрии, Китая и др.

Совместно с Федеральным агентством по делам молодежи реализована программа «Ты – предприниматель»,направленная на вовлечение молодых людей в возрасте до 30 лет в предпринимательство и содействие им в создании собственного бизнеса. В 2016 году 6 500 человек приняли участие в проекте, 1300 человек прошли обучение основным навыкам ведения предпринимательской деятельности, в результате 163 - создали новые предприятия.

555 субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере инноваций и производства товаров и услуг, в 2016 году получили поддержку.

Безусловно, сегодня самый важный вопрос для предпринимателей – это финансирование.

В непростых сегодняшних условиях предприятия нуждаются в кредитных продуктах, предоставляемых как на приобретение и модернизацию основных средств, так и на пополнение оборотных средств. Предпочтение отдается кредитным продуктам с длительным сроком предоставления и комфортной процентной ставкой.

В Самарской области оказывается гарантийная поддержка СМСП, а также организациям инфраструктуры поддержки СМСП, в случае недостаточности у них собственного залогового обеспечения для привлечения требуемой суммы кредита или открытия банковской гарантии. Данный вид поддержки реализуется через Гарантийный фонд Самарской области, который с момента создания с учетом результатов за 1 квартал 2017 года предоставил 1 495 поручительств по обязательствам СМСП на сумму 4 593,4 млн.руб., что позволило СМСП привлечь кредитов в размере 9 558,1 млн.руб.

В 1 квартале 2017 года поручительств предоставлено в размере 61,8 млн.руб.по кредитным обязательствам СМСП на сумму 175,2 млн.руб.

За последние два года значительно увеличен объем предоставления гарантийной поддержки организациям, занятым в сфере производства (на текущий момент их доля в портфеле поручительств составляет ориентировочно 46%, доля торговых организаций - 14%).

В 2017 году был увеличен максимальный размер поручительства в отношении одного СМСП или организации инфраструктуры СМСП до 25 млн.руб. В случае, если потребности СМСП превышают установленный лимит, то Гарантийный фонд может реализовать совместный продукт «согарантия» с привлечением федеральных институтов развития (МСП Банк и Корпорация МСП), что значительно увеличивает возможности предоставления гарантийной поддержки.

Кроме того, Гарантийный фонд Самарской области развивает систему предпринимательского финансирования по всей Самаркой области, предоставляя муниципальным микрофинансовым организациям целевые займы для последующего предоставления ими микрозаймов СМСП на своих территориях.

Понимая потребности СМСП в доступных и недорогих заемных средствах для развития, в 2016 году за счет средств областного бюджета было предоставлено Гарантийному фонду Самарской области 10 млн.руб. для целей предоставления микрозаймов СМСП и организациям поддержки СМСП. С декабря 2016 года Гарантийный фонд Самарской области начал реализацию программы по прямому финансированию СМСП и организаций инфраструктуры СМСП до 1 млн.руб. на срок до 1 года по льготной ставке (на текущий момент она составляет 10% годовых, дополнительные комиссии и сборы отсутствуют).

В 2017 году размер средств на данные цели был значительно увеличен как за счет средств областного бюджета, так и за счет средств, привлеченных в рамках софинансирования из федерального бюджета. При этом, условия программы были скорректированы с учетом потребности бизнеса в более длинных заемных ресурсах: микрозаймы предоставляются на сумму до 3 млн.руб. и срок до 3 лет, уровень процентной ставки оставлен на прежнем уровне (10% годовых).

Есть основания полагать, что наличие данной программы на территории региона позволит предпринимателям привлекать финансирование на льготных условиях, что благоприятно отразится на экономике региона в целом.

Согласен, что мы, предприятия, экономика в целом, сегодня должны быть конкурентноспособными.

А это в первую очередь благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Сегодня в государственном управлении широко применяется проектный подход. Утверждены «дорожные карты» по внедрению целевых моделей по упрощению процедур ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности регионов. Разработаны паспорта приоритетных для региона проектов (Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Комплексное развитие моногородов).

Нацеленность этих документов на создание условий для развития, на повышение конкурентноспособности наших предприятий, путем предоставления поддержки в повышении технологической готовности, к примеру малых и средних предприятий, для обеспечения возможности выступить в качестве потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков и соответствия качества их продукции для прохождения сертификации необходимой для ведения экспортной деятельности, на повышение производительности труда и формирование квалифицированных кадров, снижение негативных явлений и сокращение теневого сектора.

- По-прежнему ли Вы являетесь председателем некоммерческого партнерства «Союз банков Самарской области»? Если да, то как бы Вы оценили ситуацию в банковской сфере региона? Насколько она благополучна?

- Что касается объективной оценки ситуации в банковской сфере региона в целом, рекомендуем с соответствующим запросом обратиться в Главное управление Центробанка по Самарской области.

- Каковы Ваши планы на текущий год? Могли бы Вы назвать основные проекты и программы, которыми занимаетесь сегодня?

- Одна из важнейших задач на ближайшее время – это принятие Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. В настоящее время документ проходит согласование в органах исполнительной власти Самарской области. Стоит отметить, что проект Стратегии прошел процедуру общественного обсуждения. Документ одобрен Общественной палатой Самарской области, Советом при Губернаторе Самарской области по вопросам стратегического развития Самарской области. Также проект Стратегии согласован с федеральными органами исполнительной власти, получено положительное заключение от Минэкономразвития России.

В ближайшее время проект Стратегии будет представлен на рассмотрение Правительства Самарской области.

После утверждения Стратегии в целях ее реализации в соответствии с федеральным законодательством будет подготовлен соответствующий План мероприятий. Постоянный мониторинг и контроль за ходом выполнения данного документа позволит повысить эффективность реализации Стратегии и достигнуть поставленных целей и задач.

В Самарской области продолжится активное развитие государственно-частное партнерства.

Сейчас мы приступили к подготовке масштабных проектов ГЧП в сфере транспорта. На стадии согласования находятся конкурсные документации на право заключения концессионного соглашения по проекту создание системы контроля перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и проекту создание системы фото и видеофиксации на территории Самарской области.

В феврале 2017 года подведены итоги первого регионального конкурса на право заключения концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Условиями концессионного соглашения предусмотрена передача концессионеру объектов электроэнергетики, работающих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, находящихся в составе ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер» (ГБУЗ СОКОД), для обеспечения их реконструкции и дальнейшей эксплуатации. Срок действия концессионного соглашения составляет 35 лет, по истечении которого объект соглашения со степенью износа не более 50 % передается конценденту. Проект позволит передать непрофильные функции учреждения по производству электро- и теплоэнергии сторонним организациям, повысить эффективность деятельности учреждения и улучшить его материально-техническую базу.

Новыми направлениями деятельности в сфере ГЧП станут подготовка проектов в сферах социального обеспечения, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

Мы будем активно развивать муниципально-частное партнерство. Для этого завершим формирование нормативной базы на муниципальном уровне, обеспечим методологическое руководство этого процесса.

Еще одно направление - создание индустриальных парков. Это эффективная мера, способствующая организации новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности, снижению импортозависимости, привлечению новых инвестиций, созданию стабильно комфортной деловой среды, повышению интеллектуального потенциала, а также увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Индустриальные (промышленные) парки «Преображенка» и «Чапаевск» создаются по инициативе Правительства Самарской области с 2014 года в соответствии концепцией создания индустриальных парков на территории Самарской области (распоряжение Правительства Самарской области от 17.11.2014 № 868-р).

ИП «Преображенка» располагается на территории площадью 163,7 га в м.р.Волжский в районе с.Преображенка. ТП «Чапаевск» находится в границах г.о.Чапаевск, общая площадь парка – 284 га.

ИП «Преображенка» имеет многоотраслевую специализацию, в том числе, транспортное и специальное машиностроение, металлургия, станкостроение, тяжелое машиностроение.

Площади ИП «Чапаевск» планируется использовать для развития производств строительных материалов, обработки древесины и производство изделий из дерева, производства резиновых и пластмассовых изделий, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств.

На текущий момент управляющей компанией АО «Технопарк» в ИП «Преображенка» введена в эксплуатацию первая очередь инженерной инфраструктуры, включающая в себя сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, бытовой и ливневой канализации), а также объекты транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, переходно-скоростные полосы, пешеходные тротуары, остановки общественного транспорта, парковочные и разгрузочные площадки). Якорным резидентом ИП «Преображенка» является ООО «Роберт Бош Самара», которое с 2015 года начало производство автокомпонентов на территории парка. В настоящее время резидентами ИП «Преображенка» являются еще 5 компаний, ведутся переговоры с потенциальным инвесторами.

К концу 2017 года в ИП «Чапаевск» введены в эксплуатацию внеплощадочные сети водоснабжения с повысительной насосной станцией и сети водоотведения, внутриплощадочные сети водоснабжения и водоотведения, введены в эксплуатацию сети электроснабжения.

Продолжается строительство завода по производству гипсового вяжущего и гипсовых смесей якорного резидента парка ООО «Кнауф Гипс Челябинск», планируемый срок завершения – конец 2017 года.

Созданные по инициативе Правительства Самарской области индустриальные парки «Преображенка» и «Чапаевск» при полной загрузки резидентами (до 2022 года) образуют рабочие места для более чем 3,5 тысяч человек, в том числе около 2,0 тысяч рабочих мест в монопрофильном образовании г.о.Чапаевск.

В 2017 году предусмотрено завершение работ по строительству второй очереди инженерной инфраструктуры ИП «Преображенка», а также строительство II очереди инженерной инфраструктуры ИП «Чапаевск», в частности внутриплощадочных сетей водоснабжения и канализации, электроподстанции и ж/д станции.

В целях реализации мероприятий по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в г.о.Чапаевск, снижения уровня монозависимости и в перспективе организации новых рабочих мест с 2016 года ведется работа по привлечению средств некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» для софинансирования расходов Самарской области и г.о.Чапаевск строительства инфраструктуры в ИП «Чапаевск». В рамках указанной работы до конца 2017 года планируется сформировать и подать заявку в НО «ФРМ» для привлечения средств на строительство объектов электроснабжения, железнодорожной ветки и внутриплощадочных сетей водоснабжения и канализации на территории ИП «Чапаевск».

Одним из ключевых направлений нашей деятельности является привлечение инвесторов и сопровождение инвестиционных проектов. Сегодня на сопровождении в Агентстве по привлечению инвестиций находится ряд инвестиционных проектов на различных стадиях реализации. При этом наш регион нацелен на привлечение новых инвестиций. Осуществляется активное взаимодействие с Китайской Народной Республикой и странами Европы. На текущий момент в приоритетные задачи Агентства входит составление максимально точного портрета потенциального инвестора и правильная оценка его потребностей. Стратегия работы заключается в определении реальных конкурентных преимуществ региона и их продвижении среди зарубежных компаний.

В качестве одного из приоритетных направлений привлечения инвесторов для реализации проектов в Самарской области на 2017 год Агентством была выделена отрасль молочного животноводства. В ходе проработки данного направления были проведены консультации с ключевыми участниками рынка в регионе, а также со специалистами министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. Был проведен анализ состояния отрасли молочного животноводства, характеризующейся дефицитом производства товарного молока высокого качества, как на территории Самарской, так и на территориях близлежащих областей.

Для целей продвижения инвестиционных возможностей Самарской области Агентство сформировало инвестиционное предложение, обращенное к широкому кругу инвесторов в сфере молочного животноводства, в котором отражено существующее положение и перспективы развития отрасли, а также основные инвестиционные стратегии. Потенциальным инвесторам предлагаются проекты, которые могут быть реализованы ими как самостоятельно, так и в формате стратегического партнерства с действующими региональными предприятиями.

Мы активизируем работу с бизнесом с использованием нового фактора инвестиционной привлекательности региона – территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» (ТОСЭР), где инвесторам предложен уникальный спектр налоговых льгот и всесторонняя государственная поддержка. В случае получения статуса резидента ТОСЭР инвесторам предоставляются нулевые ставки налогов на имущество и землю. Налог на прибыль может быть значительно уменьшен по сравнению со стандартной ставкой в 20%. Отличительной особенностью ТОСЭР является возможность уплачивать пониженные с 30% до 7,6% страховые взносы на заработную плату сотрудников в течение первых 10 лет деятельности, что позволяет существенно оптимизировать расходы на оплату труда.

В настоящее время Правительством Самаркой области ведется активная работа по внедрению Стандарта развития конкуренции в регионе, а также реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции.

Основной целью внедрения Стандарта является установление системного подхода к деятельности органов власти по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в определенных отраслях экономики, а также формирование прозрачной системы работы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части реализации и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг на территории Самарской области.

Основным результатом внедрения Стандарта станет создание в регионе благоприятной бизнес-среды для увеличения доли частного сектора в сферах, традиционно занимаемых государством, с целью улучшения качества выполнения работ, производства товаров и предоставления услуг для населения Самарской области.

В целях реализации первоочередных мероприятий по развитию научно-исследовательского, инновационного и технологического потенциала Самарской области Правительством Самарской области ведется работа по созданию Регионального агентства наук и технологий, целью деятельности которого определена координация научной деятельности и решение комплекса задач, связанных с проведением научных исследовании по важнейшим направлениям науки и координацией таких исследований.

Решениями Научно-технического совета при Губернаторе Самарской области, которое состоялось в сентябре 2016 года закреплено, что до момента создания Регионального агентства наук и технологий Самарской области НО «Инновационный фонд Самарской области» определен координатором приоритетных комплексных проектов в интересах развития науки и технологий в Самарской области.

В качестве основных направлений приоритетных комплексных проектов решениями НТС закреплены: разработка материалов и технологий производства изделий ракетно-космической техники нового поколения; проектирование и унификация электронной компонентной базы для ракетно-космической техники; биотехнологии и медико-биологические эксперименты в космосе; нефте- и газохимические технологии и продукты.

В рамках реализации соглашения от 27 декабря 2016 года о сотрудничестве между Правительством Самарской области и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» Самарская область выбрана в качестве пилотного региона по отработке системы мониторинга с использованием инструментов дистанционного зондирования Земли.

Реализация данного пилотного проекта предоставит Самарской области новые возможности для решения ряда существенных проблем в основных отраслях специализации экономики - в сельском и лесном хозяйстве, нефте-газо-химической отрасли, в сфере недропользования, экологии и охраны окружающей среды, градостроительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.

Продолжается работа по интеграции механизмов Национальной технологической инициативы (НТИ) в инновационную систему региона. В 2016 году Самарская область стала одним из 10 пилотных регионов для реализации региональной модели НТИ Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. В качестве координационного центра НТИ выступает некоммерческое партнерство «Региональный центр инноваций» (StartupSamara).

Перед региональным координационным центром НТИ стоит задача выявлять лучшие практики и создавать типовые модели для управления деятельностью НТИ в регионе, выступать в роли координатора проектов, формировать экспертное сообщество, координировать поиск талантов и реализовывать образовательные программы НТИ.

В настоящий момент ведется подготовка к проведению в 2017 году Самарской области региональной проектной сессии НТИ с участием представителей Российской венчурной компании и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Традиционным посылом развития Самарского инновационного территориального аэрокосмического кластера был и остается акцент на финансирование кооперационных проектов. Инфраструктура кластера развивается в настоящий момент достаточно быстрыми темпами. Аккумулятором кооперации стал созданный в 2013 году распределенный инжиниринговый центр кластера.

В 2016 году инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области стал победителем федерального конкурсного отбора по приоритетному проекту Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Наш кластер стал одним из 11 кластеров из 11 субъектов РФ, которым Минэкономразвития России обеспечивает кураторскую поддержку «в ручном режиме». Сейчас, совместно с Минэкономразвития России происходит процесс формирования дорожной карты по развитию инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области до 2020 года с детализацией мероприятий 2017 года.

Реализация приоритетного проекта Минэкономразвития России нацелена на обеспечение кластерами опережающих темпов роста на основе достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности, развития механизмов поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.

В рамках реализации проекта комплексного развития моногорода Тольятти Самарской области и интеграции технологических компетенций Правительство Самарской области приступило к проработке инициативы создания в регионе Национального инжинирингового центра на базе отраслевого Научно-технического центра по легковому автомобилестроению АВТОВАЗа.

Создание Национального инжинирингового центра подразумевает три основных этапа: развитие традиционных для городского округа Тольятти компетенций в области автомобильной промышленности на базе функционирующих в технопарке в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» Регионального центра инжиниринга ГАУ ЦИК СО, Научно-технического центра ООО «Ульяновский Автомобильный Завод», инжиниринговой лаборатории Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ", инжинирингового подразделения компании ООО Роберт БОШ, инжиниринговой компании "ЦТП-Тольятти" и инжиниринговой компании "Ладуга", НТЦ АВТОВАЗ, инжиниринговых компетенций поставщиков автокомпонентов территориально расположенных на территории городского округа Тольятти; расширение компетенций в других отраслях и развитие платформ Национальной технологической инициативы (программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году) с позиционированием инжиниринговой части в городском округе Тольятти; достижение уровня конкурентоспособности, необходимого для выхода на международные рынки.

Задачами создаваемого центра являются обеспечение технологического лидерства региона, развитие центров компетенции исследований и разработок мирового уровня, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции государственных корпораций и содействие модернизации и масштабированию деятельности якорных предприятий Самарской области.

В рамках индустриализации технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» Правительство Самарской области совместно с управляющей компанией технопарком - ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" (ГАУ "ЦИК СО"), мэрией г.о. Тольятти и Фондом развития моногородов запускает проект «Жигулевская долина 2» на резервной площадке участка технопарка, предусмотренной для дальнейшего развития «Жигулевской долины». Имеющаяся территория позволяет развивать и строить дополнительные функциональные модули, в частности корпуса научно-производственного назначения.

В настоящий момент намерения на строительство новых объектов подтвердили 8 действующих компаний-резидентов "Жигулевской долины". Общая стоимость проекта составляет порядка 887 млн. рублей, из них 640 млн. рублей – частные инвестиции резидентов технопарка. В рамках проекта планируется создать около 300 рабочих мест.

Одной из значимых проблем технологического развития региона сегодня является отсутствие единого центра концентрации лабораторной и инжиниринговой базы, созданной в регионе.

Правительство Самарской области инициировало создание научно-образовательного и технико-внедренческого комплекса «Гагарин-центр» (далее – Комплекс, Гагарин-центр – прим. ред.). Это будет новый район столицы региона – «инновационный город», территория интеграции науки, образования и высокоразвитого производства.

Гагарин-центр рассматривается в качестве единой площадки взаимодействия научных школ, университетов, объектов инновационной инфраструктуры, крупных и средних промышленных и технологичных компаний, стартапов, финансовых, инвестиционных и консалтинговых компаний России. Здесь будут размещены R&D-центры российских и международных корпораций. К работе на площадке Комплекса планируется привлечь ведущие российские университеты и научные организации по избранным направлениям исследований, что позволит получить дополнительный эффект от концентрации ресурсов и возможностей ведущих российских университетов и университетов Самарской области.

В структуру Комплекса войдут научно-образовательная, инновационная, производственная, инвестиционно-финансовая, сервисная зоны.

Комплект будет построен на площадке, прилегающей к сооружениям Чемпионата мира по футболу 2018 года. По завершении ЧМ 2018 объекты инфраструктуры, включая стадион, станут составной частью Комплекса, образовав единую научно-производственную, учебную, жилую и культурно-бытовую зону.

Создание и запуск комплекса позволит укрепить позиции России в высокотехнологичных отраслях науки, будет способствовать переходу к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития страны.

В настоящее время ведется проектирование первого этапа строительства Комплекса. Общая площадь объекта проектирования составляет 930 Га.

Одним из институтов инфраструктурной поддержки инновационных проектов в регионе является Нанотехнологический центр Самарской области. Самый молодой в России среди наноцентров, он показал яркие результаты эффективной работы. Во-первых, он довел проектную компанию по производству оборудования по исследованию газовых сред до коммерческого результата и выгодно продал эту компанию. Во-вторых, эксперты наноцентра переработали порядка 150 научных идей и выбрали из них, действительно, инновационные и востребованные проекты, которые воплотились в 22 компании. В планах на текущий год создание еще 16 проектных компаний. Если говорить о содержательной стороне проектного офиса, то это по большей части прорывные проекты для отечественной экономики. В области химических источников тока – создание батарейки со сроком службы 100 лет; в области медицины - создание медицинского оборудования для остеосинтеза по технологии «быстрого сращивания» трубчатых костей; в промышленности - разработка и внедрение новых смазочных материалов позволяющих значительно повысить срок службы узлов и деталей с помощью твердых смазочных материалов, создание склерометрического комплекса, позволяющего проводить исследования по целому ряду позиций: твердость изделия, шероховатость поверхности, допуск формы, расположения поверхностей, а также иные триботехнические свойства; в косметологии – получение высококачественного коллагена для российских косметических компаний.

Это лишь часть проектов Нанотехнологического центра Самарской области, которые в ближайшее время выйдут на рынок.

На сегодняшний день в проектных компаниях Нанотехнологического центра Самарской области реализуется более 19 перспективных инновационных технологий, привлечено 4 индустриальных партнеров и 7 частных инвесторов. Планируется создание более 500 высококвалифицированных рабочих мест.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...